Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Из интервью Ольги Носовой "История московской сальсы"



































Когда-то давно, на рубеже столетий, с видеокамерой в руках она посетила десятки кубинских дискотек на Острове Свободы, 
танцуя и снимая
на пленку лучших местных виртуозов сальсы, беседуя с преподавателями и собирая гигабайты материала 
для своей будущей методики.


...я попала в клуб «LaBamba» летом 1997 года. Привели меня туда знакомые музыканты. Помню свое первое впечатление: скоро полночь, звучит музыка, народу  практически никого, мы идем мимо танцпола, а там танцует одна-единственная пара...

Её танец  показался мне в тот момент неким фантастическим действием: так слаженно, без углов, одно движение перетекает в другое, такое взаимопонимание… И, глядя на них, я, нет, не с завистью, а с сожалением подумала: «Я так никогда не смогу!»

Потом началась дискотека, где блоками ставили разную попсу, неясного формата медляки, что-то арабское, и в дополнение к прочему - меренге и сальсу, по четыре-пять песен подряд.

Около часа ночи случилось шоу: два номера стриптиза чередовались с двумя другими номерами (танцы живота, нечто бальные и какие-то жонглеры с клоунами). Иногда дискотека прерывалась конкурсами из разряда «свадебных». Проходили они очень живо, кто-нибудь получал бутылку шампанского - и танцы продолжались.

В тот первый раз сальса мне не понравилась. Танцевать я ее не умела (мои сопровождающие тоже), а ставили ее песен по пять, каждая минут по 5-7, до-олго...
Впоследствии, когда мои ученики приглашали на наши вечеринки своих нетанцующих друзей, «просто посмотреть», я всегда предупреждала, что те врядли будут в восторге, ведь если не танцуешь сам, то с какого-то момента происходящее выглядит довольно скучно.

Моя подруга Света было знакома с перуанскими музыкантами, что днем выступали на Арбате, а вечером танцевали сальсу в "La Bamba". Она настойчиво звала меня опять посетить дискотеку, утверждая, что там минут за 15-20 до начала учат танцевать. И через пару недель после моего первого посещения мы отправились туда вдвоем.

Был поздний вечер, примерно 22.30, в зале тихо звучала сальса, а на танцполе шли занятия. Один человек стоял чуть впереди, за ним расположились еще две девушки, рядом пристроились мы…

Преподаватель просчитал нам два варианта шага (всего минут пять), а потом, так как другие девушки «были в курсе», перешел к футворку (термин, в ту пору мало кому ещё знакомый), но уже без счета и объяснений. И на мое удивление, заканчивая делать очередной набор движений, он умудрялся «выходить» точно в шаг! Это тоже была такая «разведка боем», я потом потратила дома полчаса, чтобы понять, что и как он делал.


Вот такими и были в ту пору наши первые групповые занятия.
Вел их Гонсало Ласо. По моим сведениям, именно он первый пытался научить танцевать сальсу всех желающих.
Разумеется, существовали и другие «наставники», но как правило, они ограничивались своими друзьями и знакомыми.

А я продолжала учиться, танцуя с разными партнерами, слушая их замечания, пытаясь понимать и быть удобной. Точнее, мы учились со Светой, из нас двоих поначалу она выступала в роли партнера.
Происходило наше обучение следующим образом: мы танцевали с ребятами, кубинцами или перуанцами, и если какое-то движение нам нравилось, то отводили мальчика в сторону, просили показать еще раз, а потом уже сами прикидывали, как его выполнить максимально удобно.

 

          ГОНСАЛО ЛАСО

 

Лето 1999 года. 
Гонсало и еще, если не ошибаюсь, два кубинца, решили открыть новый ресторан, сделав в нем что-то вроде «LaBamba», но по будням. Гонсало тогда сказал, что давно хотел организовать настоящую школу, и вот представился подходящий случай. 
Он пригласил меня участвовать в проекте в качестве своей партнерши. По сути, я должна была всего лишь присутствовать на занятиях, чтобы Гонсало было на ком показывать ученикам новые движения. Рекламу и прочие хлопоты ресторан брал на себя.

 

Клуб назывался «Дикий Запад» и территориально был расположен у станции метро «Сухаревская» (как однажды объяснял своему другу один из моих учеников, немец по национальности: «После второй проститутки направо»). На деле это был обыкновенный подвал с цементным полом. 
Первое занятие состоялось 5 июля (ребята потом сказали, что пытались приурочить к 1-му числу, но не сложилось).
На первый урок к нам пришло человека три, на второй уже пять… Гонсало присутствовал на первых двух-трёх уроках, потом его стали постоянно отвлекать дела ресторана. И в результате я совершенно неожиданно осталась в школе единственным преподавателем.
Довольно быстро (недели через три) группу пришлось разделить надвое. Занятие на второе-третье пришла Арина Качмазова, чуть позже — Игорь Мирзоян и Ольга Рязанова. Будущие преподаватели, те, кто пришел на заре становления сальсы в Москве, и танцует сейчас. Они были из совсем-совсем первых и известны в сальса-тусовке поныне; многие тоже до сих пор танцуют, просто их имена не «на слуху».
На различных этапах существования школы занятия в ней посещали многие ныне хорошо известные танцоры и преподаватели. Навскидку могу назвать Дмитрия Хорта, Сашу Овдина (ставшего «крестным отцом новосибирской сальсы»), Игоря Мешкова, Дениса Ивченкова, Антона Щербака, Славу Хлопкова, Армена Григоряна, Катю Фоменкову, Олега Максимова…

Вот так и появилась первая в столице школа сальсы. Изначально - это школа Гонсало Ласо, а я лишь «подхватила знамя» много лет назад и несу его до сих пор.
Вскоре с «Диким Западом» пришлось расстаться, мы переехали в «LaBamba» (не помню точно, кажется уже через полгода. Название школы «родилось» внезапно, в связи с производственной необходимостью. В «LaBamba» организовали конкурс по руэда-де-касино.

 Так как наша школа была единственной в городе, то, соответственно, от Москвы предполагалась одна команда, а от Питера должны были приехать два коллектива: Карлоса и Фабиана (был там такой). Но у Фабиана что-то не сложилось, поэтому получился «баттл» на двоих.
Для представления зрителям и судьям, нам в срочно порядке понадобилось название. В итоге, взяли одну из команд руэды. Название получилось звучное и сохранилось за школой до сих пор.

 Еще хотелось бы вспомнить один интересный момент. Впервые зарубежного преподавателя в Москву пригласила я. Это был Augustin Williams, Valencia, в конце осени-начале зимы 2001 года.

 

По моим сведениям, именно он впервые в Москве показал в живую «линейную» сальсу, сальсу NY на 2, а также в перерыве между семинарами станцевал с Леной Амирхановой бачату. На моей видеозаписи Дима Маковский за кадром удивленно спрашивает, что это за танец, и почему Августин не дает его на семинарах.
С этого момента мы активно взялись за освоение «линейных» стилей в нашей школе. И добились, как я считаю, впечатляющих результатов. Сергей Федоров и Катя Фоменкова занимали первые места на конкурсах и выступали с показательными номерами. Дима Хорт и Игорь Мирзоян сейчас преподают линейные стили.

 

 2002 год. Конкурс сальсы в Санкт-Петербурге. 

В жюри Игорь Мирзоян, Ольга Носова, Карлос Торрес.

Что я вкладываю в понятие «уличная» сальса. 

Тут все предельно просто — имеется в виду та сальса, которую танцуют на улице. То есть, шел человек, услышал, как маленький оркестр играет сальсу, и решил потанцевать. Просто потому, что музыка понравилась. Без всяких бальных выпендрежей, без хореографии, без размышлений «с чего ходить: с носка или с пятки?», «защелкивать колено или нет»…  Исключительно для себя и для партнерши, а не на публику, мол, "вот какой я классный!". Именно так и танцуют в Гаване на Малеконе.

 

 

 




















О методике преподавания.  

Откуда она взялась? Да с годами выработалась. Сейчас уже можно сказать - десятилетиями. 

Что-то привезла с Кубы, что-то добавилось уже здесь. В результате родилась и постепенно совершенствовалась конкретная программа. Плюс, как обязательный фактор - строго индивидуальный подход. 
На наших занятиях нет такого, чтобы "дружно встали в круг и делаем вместе!" Люди-то разные... Поэтому каждому свое, в зависимости от уровня подготовки на данный момент, индивидуальных особенностей, скорости освоения материала. 
Некоторые коллеги утверждают, что это сложно и неудобно для преподавателя...
Возможно. Но преподаватель - вообще работа непростая, а практикуемая в школе методика, если судить по успехам бывших учеников, а ныне известных преподавателей, дает таки неплохой результат."

Отредактировано: A.Nolanec